Анкета
Ф.И.О. Молоткова Александра Петровна
Место работы, должность в настоящий момент: МБОУ «СОШ с.Стригай Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области», учитель математики.
Дата рождения: 22.11.1954г
Место рождения: с.Стригай Базарно-Карабулакского района Саратовской области
Образование:высшее, Саратовский государственный педагогический институт им. К. Федина в 1980 году по специальности математика
Педагогический стаж: 39 лет.
В должности Уполномоченного:10 лет
Нужна ли должность Уполномоченного в ОУ(почему так считаете)?Необходима для совершенствования правового образования, формирования правовой культуры и правовой защиты участников образовательного процесса, особенно учащихся, так как они более всего нуждаются в помощи и защите.
Востребована ли должность Уполномоченного в Вашей школе? Да.
Какие задачи считаете приоритетными в своей работе?Научить ребенка уважать в себе личность, видеть личность в другом и принимать ее такой, какая она есть.
Профессиональные интересы?Творческий поиск и находки для урегулирования межличностных отношений участников образовательного процесса. Изучение правовых документов.
Ваша отличительная черта как Уполномоченного. Любовь к детям, справедливость, умение слушать и слышать, находить общий язык с людьми разного возраста.
Самое важное качество, которое вы хотели бы воспитать у своих учеников. Справедливость, доброта, толерантность.
Ваш любимый афоризм или
девиз:
1. «Доброта
спасет мир!»
2. «Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью ».
Рабочий телефон 8(84591) 62-2-38
Е-mail: strigai@mail.ru
Информационно -
аналитическая справка
о деятельности
Уполномоченного по защите прав участников
образовательных отношений по итогам 2011-2013 учебного года
1. Наименование учреждения: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Стригай Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
II. Ф.И.О. : Молоткова
Александра Петровна
III . Количество
«школьных уполномоченных» всего в МБОУ «СОШ с.Стригай» – 8 ,
из них:
1. педагогических работников – 1;
2. родителей учащихся - 2;
3. учащихся («помощников Уполномоченного») - 5 .
IV. Количество
обращений, поступивших в адрес Уполномоченных по
защите прав участников образовательного процесса за:
1. 2011-2012 учебный год – 22;
2. 2012-2013 учебный год – 18,
из них:
1. от учащихся в 2011-2012уч.году– 13 (19% )
в 2012-2013уч.году- 9
(13%)
2. от родителей в 2011-2012уч.году–4 (8% )
в 2012-2013уч.году-
3 (6%)
3. от учителей в 2011-2012уч.году– 5 (25% )
в 2012-2013уч.году- 6 (30%)
V. Обращения
касались:
1. конфликтных ситуаций между учащимися
и педагогами –
2011-2013 уч. г - 13 обр.
2. между детьми и родителями – 2011-2013
уч. г - 8 обр.
3. между учащимися – 2011-2013 уч.
г -
13 обр.
4. и другие причины (указать) – консультации - 7 обр.
VI. Количество
конфликтных ситуаций, которые:
1. Уполномоченными разрешены
самостоятельно – 2011-2013 уч.г . 35обр.- 88% ;
2. разрешены с привлечением администрации образовательного учреждения, муниципальных органов управления образованием, иных органов и учреждений – 2011-2013 уч. г - 5 обр. - 12 % ;
За 2011-2013уч. годы были зафиксированы
следующие обращения по поводу нарушений прав в школе:
А) учащимися:
-
межличностные отношения между детьми,
- конфликты
на межнациональной почве,
- кражи
денег,
- этика
поведения учителя,
- конфликты
по поводу внешнего вида,
- превышение
объема домашнего задания,
-необъективность выставления оценки,
-домашние
задания на каникулы,
- задержки
по окончанию уроков.
Б) родителями
- конфликты
на национальной почве;
- кража
имущества;
- этика
поведения учителя,
-
необъективность выставления отметок.
В) учителями
- защита от
оскорблений со стороны детей,
-
невыполнение родителями их обязанностей по воспитанию и обучению детей,
-
пользование на уроках плеерами, мобильными телефонами обучающимися,
- недовольство четвертными оценками
Основными проблемами учащихся можно выделить
следующие:
·
Нарушение норм проведения контрольных работ у учащихся
старшей школы. (Совпадение в один день различных форм и методов контроля знаний
учащихся.)
(
С зам. директора по учебной работе был согласован график контрольных,
лабораторных, практических работ, а также тестовых срезов и сочинений, после
чего ситуация изменилась).
·
Конфликты на национальной почве; (Вместе с классными
руководителями была разработана и осуществлена система мероприятий направленных
на оптимизацию толерантного поведения).
·
Этика поведения учителя, (Учителю было предложено
ознакомиться с Уставом школы и правилами школьной жизни о недопустимости не
педагогических методов воспитания в работе школы).
·
Кражи имущества, денег
В школе был усилен контроль
дежурной администрацией и учителями за поведением учащихся во внеурочное время)
·
Необъективность выставления оценки; (Учащимся была
дана возможность в установленном порядке подтвердить свои знания и исправить
оценку).
·
Домашние задания на каникулы, задержки по окончанию
уроков; (Зафиксированные факты были взяты под контроль и в последующем не
допускались).
Со стороны
родителей:
·
Превышение домашних заданий.
(Была проведена консультация родителям,
по вопросам связанными с нормами и требованиями к уровню знаний, умений и
навыков учащихся. После разъяснительной работы, острота проблемы была снята).
·
Нежелание придерживаться учениками в школе делового
стиля в одежде.
Конфликты учитель – ученик.
(Длительные консультации наметили
тенденцию к снижению данных эпизодов в работе школы).
Со стороны учителей и работников школы обращения были
по следующим вопросам:
·
Пользование во время уроков сотовыми телефонами.
·
Нетактичное и оскорбительное поведение учащихся.
·
Использование ненормативной лексики.
· Невыполнение родителями их обязанностей по воспитанию и обучению детей.
VII. Краткая
информация о деятельности Уполномоченного:
I.Основные направления деятельности школьного омбудсмена в МБОУ «СОШ с.Стригай»
1. Защита прав и законных интересов ребѐнка в
учреждении.
2. Рассмотрение обращений участников образовательного
процесса
3. Содействие формированию правовой культуры.
4. Профилактика нарушений прав ребѐнка.
5. Оказание помощи родителям в трудной жизненной
ситуации их детей, в
регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях.
6. Активизация деятельности ученического и родительского сообщества.
II. Основные
формы деятельности уполномоченного.
1. Классные часы по теме: «Права глазами детей».
2. Родительские собрания: «Защита прав и достоинств
ребенка».
3. Индивидуальные и коллективные беседы с учащимися и
педагогами, индивидуальные беседы с родителями учащихся.
4. Участие в работе Совета по профилактике правонарушения и преступления среди несовершеннолетних.
5. Обновление уголка «Уполномочен защитить»
6. Проведение мероприятий по правам ребенка.
(«День толерантности», «Международный день детского телефона доверия», участие в конкурсах различного уровня «Имею право» в номинациях: эссе, рисунок, стихотворение).
7. Конкурс рисунков: " Права глазами ребенка "
8. Тематическая неделя «Неделя прав ребенка»
9. Мониторинг загруженности учащихся при выполнении домашнего задания.
Общие выводы:
- Институт Уполномоченного в нашей школе работает более
10 лет. За этот период наметился интерес у всех участников образовательного
процесса к правовым вопросам.
Учащиеся, родители и
учителя систематически обращаются за советами по любым вопросам, т.к.
уверены, что информация останется закрытой. Рассматривая этот учебный год с
прошедшим можно сделать вывод, что количество обращений значительно
уменьшилось.
- Администрация школы осознает значимость проекта,
поддерживает Уполномоченного.
- В процессе работы осуществлялась взаимосвязь между администрацией школы, Уполномоченным и родителями совета школы, что облегчало работу образовательного учреждения.
Мероприятиями с участием Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, зам. директора по УВР в 2011 – 2013 уч. году были:
1. Выступления
на родительских собраниях 1 – 11 кл. о функционировании в школе Института
Уполномоченного.
2. Беседы с
учащимися на классных часах по ПШЖ.
3. Участие в
работе Совета Школы.
4. Разработка
плана мероприятий по правовой ориентации.
5. Проведение
мероприятия «Открытый микрофон».
6. Организация
встреч с работниками правоохранительных органов.
7. Участие в конкурсе «Я знаю свои права».
В образовательном учреждении имеется уголок
Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, в
котором размещается информация и
периодически обновляется. В наличии имеется папка с материалами для уголка,
родительских собраний и других мероприятий.
А также сайт (страница) Уполномоченного по защите прав
участников
образовательного процесса http://mbousochstrigai.ucoz.org/index/zashhita_prav/0-18.
Рабочий телефон 8(84591) 62-2-38
Е-mail: strigai@mail.ru
Что дает школе работа Уполномоченного по правам участников
образовательного процесса?
Учащимся:
-
чувство правовой защищенности - есть человек, к которому можно пойти со своими
проблемами;
- понимание, что можно и нужно жить по правилам, что у других людей
есть тоже свои права и их нужно уважать;
- понимание, что конфликты можно и нужно разрешать мирно, договариваясь.
Учителям:
-осознание
границ своих полномочий;
- возможность отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт с
администрацией.
Родителям:
- спокойствие за детей, т.к. вероятность, что обидят или
унизят уменьшается;
- при конфликтной ситуации родителям есть с кем посоветоваться, разобраться,
кто прав, не вводя конфликт в официальное русло.
III.
Используемая ресурсная база по правовому просвещению учащихся :
1. «Конвенция о правах ребенка». (Нью-Йорк, 20 ноября
2. «Закон Саратовской области об Уполномоченном по
правам ребѐнка».
3. Болотова Е.Л. Права ребенка в школе. – М.: Арсенал
образования, 2010
4. Обеспечение прав ребенка в образовательном
процессе. – М.: Педагогическое общество
России, 2005
5. Рожков И.А. Правовой статус учащегося
образовательной школы. – М.: Сентябрь, 1999
6.Фѐклин С.И. Правила школьной жизни.- М.: Арсенал
образования, 2009
7. Устав школы.
Эссе « Я Уполномоченный, а это значит…»
Я – Уполномоченный?
Я Уполномоченный… Я - Уполномоченный! | В школе должна царствовать атмосфера ярких, нравственно сильных поступков, убеждающих в том, что благородные, моральные истины и нормы торжествуют. (В.А.Сухомлинский) |
Я – Уполномоченный, а это значит,
что именно мне (как поется в песне) «решили
поручить их – 40 душ и 80 глаз», это мне
поверили и дали возможность, да нет же, гораздо больше – дали ПРАВО дотронуться
до ребячьих сердец, осторожно коснуться этой хрупкой, ранимой души. И вот уже
более 10 лет мое педагогическое кредо «Учить
- с любовью», переплетаясь
с главным принципом Гиппократа «Не навреди!», воплощается в волонтерской
деятельности школьного омбудсмена.
А
другого мне и не надо!
Угнетает
меня повседневность сует,
И
обиды в душе оставляют свой след…
После
долгой разлуки я в школу вхожу.
Наконец-то!
Вот здесь только я и дышу.
Здесь
дают мне энергию сорок пар глаз.
Я
могу поделиться и дать про запас.
Вот
взметнулся навстречу улыбок салют.
«Ты,
мгновенье, прекрасно, - себе говорю. –
Ты,
мгновенье, замри!» - Только это
не жизнь.
Отомри и начнем. Торопись. Торопись!
Кто он – школьный омбудсмен? По-моему, прекрасным ответом на этот вопрос будет объявление из уголка Уполномоченного:
«Уважаемые
родители, учащиеся, учителя!
В нашей школе формируется правовое пространство. Появился Институт
Уполномоченного по правам участников образовательного процесса – омбудсмен –
лицо, защищающее права не только детей, но и родителей и учителей.
Возник конфликт или конфликтная
ситуация? Вы считаете, что к вам несправедливо отнеслись, унизили, оскорбили,
задают очень большие домашние задания, у вас не складываются отношения со
сверстниками, учителями и родителями, ущемлены ваши права?
Вам важно быть услышанными,
понятыми, принятыми…
Вам нужна помощь или консультация... Обращайтесь!»
"Ребенок
ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и
заботе, включая надлежащую правовую защиту" (
Напрашивается вопрос: «От кого защищать?». И как ни парадоксально, но звучит ответ: «От нас, взрослых».
Ф.М. Достоевский
в 19 в. писал: «Счастье
всего мира не стоит одной слезы на щеке
невинного ребенка». Эта фраза
многим известна, но вот к руководству ее не спешат брать.
В
наше время, когда отдельные государства отличаются высоким уровнем жизни,
большими достижениями в науке и технике, развитые страны тратят сотни
миллиардов на военные нужды и предметы роскоши, миллионы детей умирают без
самого необходимого (питания, лечения, опеки родителей и т. д.)
Вот
почему 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. В 1990 году она
ратифицирована и в нашей стране.
Я
– Уполномоченный! Это звучит гордо, это ко многому обязывает. Дети видят во мне
человека, способного и готового в любую минуту протянуть им руку помощи,
поддержать малого или слабого, встать рядом или повести за собой, а главное –
они видят во мне защитника их прав и свобод. Каждый участник образовательного
процесса с помощью Института Уполномоченного в школе старается утвердиться, как Человек,
как Личность, как Гражданин, хорошо знающий свои права и обязанности и
уважающий права других. Приятно то, что в нашей школе, если можно так сказать в
«небольшом
государстве» со своим
статусом, своим Уставом, Кодексом нравственных правил, прав и обязанностей
именно я должна учить детей развивать у себя чувство законности, правовой
зашиты, уважать других и быть толерантным.
По-моему,
современный человек, обладающий правовой культурой, не даст себя в обиду,
способен помочь людям, попавшим в беду, предотвратить преступление, не дать
разгуляться хаосу. «Уполномоченный» дословно означает
«представитель,
действующий от чьего-то имени». И я поняла, что являюсь представителем и защитником тех, с кем
работаю, кого учу и воспитываю. Действую же я от имени закона.
Задумываясь над своей жизнью, прихожу к выводу, что я реализовала себя в различных ипостасях. Я – просто учитель, Отличник народного образования. Я – Уполномоченный – и мне приходится выполнять функции адвоката, защищающего законные права и интересы ребенка. Подобно врачу, забочусь о душевном и телесном здоровье детей, учу их противостоять стрессу. Стремлюсь к тому, чтобы рассмотрение обращений участников образовательного процесса не стало источником напряженности в школьном коллективе. Поэтому, рассматривая вопрос, касающийся чьих-либо прав, всегда руководствуюсь словами Я. Корчака «Оправдать или простить…». Это в моих силах сделать мир добрее. Пусть детские улыбки освещают путь нам, взрослым, чтобы мы не заблудились безрассудно в темном мире жестокости, зла и равнодушия.
Не травите детство
спором,
Не нудите разговором.
Не давите злом и
страхом,
Не бросайте слов с
размаху.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите,
Зря за шалость не корите
Ни родитель, ни учитель.
Развивая детский разум,
Не влезайте в дебри
сразу,
Детства дни не торопите,
Детству солнце подарите.
Дайте детству
удержаться,
Дайте верой надышаться,
Дайте в рост ему
подняться,
Дайте детству
состояться!