В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 35, п.2) управление государственными и муниципальными образовательного учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления, при этом возможны различные формы самоуправления в образовательном учреждении.
В настоящее время в целях развития демократического, государственно-общественного характера управления получает развитие такая форма самоуправления общеобразовательным учреждением как Управляющий совет.
Управляющий совет школы - это коллегиальный орган Государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой.
Он представляет, выражает и защищает общие интересы всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.
Основные функции (компетенции) Управляющих советов
Основные функции Совета общеобразовательного учреждения (далее - Учреждение) могут определяться следующим примерным перечнем:
· согласование компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования («школьного компонента») и профилей обучения;
· утверждение программы развития Учреждения;
· согласование выбора учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации;
· установление режима занятий обучающихся по представлению педагогического совета, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий;
· рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных
представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала Учреждения;
· содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Учреждения;
· согласование по представлению руководителя Учреждения заявки на бюджетное финансирование и сметы расходования средств, полученных Учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из иных вне бюджетных источников;
· согласование на сдачу в аренду Учреждением закрепленных за ним объектов собственности;
· заслушивание отчета руководителя Учреждения по итогам учебного и финансового года;
· рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в Учреждении.
Ежегодно Совет должен представлять учредителю и общественности информацию (доклад) о состоянии дел в Учреждении.
Совет несет ответственность перед Учредителем за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию.
Директор учреждения вправе самостоятельно принимать решение в случае отсутствия решения Совета в установленные сроки.
Учредитель вправе распустить Совет, если Совет не проводит свои заседания в течение полугода, не выполняет свои функции или принимает решения, противоречащие действующему законодательству Российской Федерации. В этом случае происходит либо новое формирование Совета по установленной процедуре, либо Учредитель принимает решение о нецелесообразности формирования в данном учреждении управляющего совета на определенный срок.
В управление школьной жизнью активно включены все участники образовательного процесса:
учащиеся посредством ученического самоуправления «Страна детства»;
родители, общественность (Управляющий совет, родительские комитеты классов);
педагоги (педагогический совет, методический совет).