Селиванова Мария, учащаяся 11 класса
Эссе « Я – помощник Уполномоченного, а это значит…»
Повезло!
Я счастлива и горда тем, что в этом учебном году вновь стала членом совета
актива Уполномоченного школы по защите прав участников образовательных
отношений. Я – помощник Уполномоченного, а это значит, что я стою на одной
ступеньке с Законом. Ведь мне доверили защищать законные права, свободы и интересы детей в нашей школе. Ни
для кого не секрет, что проблема защиты прав ребенка для России всегда была
болезненной. На практике не всегда эти права соблюдаются, и мы становимся
свидетелями насилия в семье, психологического давления со стороны взрослых,
конфликтов между учителем и учеником.
Задача
Уполномоченного – воспитывать у всех участников образовательных отношений
уважение к правам человека, учить детей и подростков умению отстаивать свои
права. Но при всем при этом отдавать приоритет детям, взяв за руководство к
действию слова Я.Корчака «Оправдать
или простить…»
Я
раньше не задумывалась, а сейчас, работая помощником Уполномоченного по защите
прав, глубже посмотрела на эту проблему – от кого защищать-то? И моментально,
даже страшно произносить, созревает ответ: от человека…. От папы, мамы, от
учителей, от сверстников. Делаю вывод: если встает такой вопрос, значит,
правовая культура этих людей находится на низком уровне. Задача Уполномоченного
и его помощников -дать
ребенку правовые знания, окружить его атмосферой законности и права.
Быть
помощником Уполномоченного – это значит принять
на себя боль конфликтующих сторон, вникнуть в суть конфликта и
попытаться помочь им спроектировать выход из той или иной ситуации. А также мне
нравится проводить различные социологические опросы среди учащихся и родителей.
Оказывается, что работать с людьми не так-то просто.
Мы
учимся у нашего мудрого наставника Молотковой Александры Петровны, которая на
этом поприще работает более 10 лет, проходим практику рассмотрения жалоб и
обращений, в которых в основном просматриваются проблемы межличностных
отношений детей. Мы готовим выступления на классных часах и учимся выступать
перед большой аудиторией. Надо обладать чувством справедливости, человечностью,
деликатностью, самообладанием и быть толерантным в любой ситуации. Мне
нравится, когда Александра Петровна, беседуя с «кулачными бойцами», говорит обидчику: «Свобода твоих рук кончается там, где
начинается нос соседа». Вот оно –
право на неприкосновенность. Я хотела бы поучиться у нашего Уполномоченного
изумительной доброте, душевному спокойствию. В ней есть как будто что-то от
бога: она как рентгеном «просвечивает» душу любого подростка, находит
нужные слова, и любой из провинившихся, словно под гипнозом, изливает свою
душу, а в итоге недолгой беседы улыбка с виноватой осторожностью трогает лица
ребят, и слышится столь необходимое: «Я понял…
Простите… Больше не буду».
Мы
объясняем младшим детям, что конфликтные
ситуации можно решать не с помощью кулаков и бранных слов, а с помощью диалога.
Я знаю, что наш Уполномоченный очень хорошо знает права, разбирается в
психологии, сумеет, как говорится, «разрулить» любую обстановку, но я также хорошо
знаю, что помощники в этом случае будут не лишними, т.к. сверстники быстрее
идут на контакт, и им легче рассказать
мне истину случившегося.
Я
думаю, что мне, как помощнику Уполномоченного, отведена немаловажная роль: я –
та ниточка, тот мостик между Уполномоченным и ребенком. Я – как переводчик
детских вопросов на взрослые ответы. И мне самой приятно, почетно быть в центре
таких социальных проблем, раз уж они возникли.
Из
СМИ мы узнаем, что по официальной статистике последних лет наши дети подвергаются
насилию в семье, школе, на улице. Следствием такого отношения к ребенку
становятся побеги из дома, суицид, жестокость, преступность, колонии и
специнтернаты. А в итоге – покалеченная жизнь….
Больно….
От одной мысли больно за чужое несчастье. И поэтому мое стремление узнать как
можно больше о правах ребенка, о его обязанностях во всем мире все настойчивее
пульсирует в моей душе. И если я сумею защитить хотя бы одного ребенка или
наладить межличностные отношения конфликтующих сторон, то в мире станет светлее
на целых одну или две улыбки.
В
моей памяти всплывает некогда прочитанная где-то притча. «Бог вылепил
Человека из глины, и у него остался неиспользованный кусок. – Что тебе еще
слепить? – спросил Бог.
- Слепи мне счастье. – попросил
Человек. Ничего не ответил Бог, и только положил Человеку в ладонь оставшийся
кусок глины».
Нельзя жизнь прожить за другого. Поэтому я хочу судьбу свою «вылепить» сама. Совершать добрые поступки, быть полезной людям, спасать кого-то от унижений и страданий, объяснить и взрослым, и детям, что мы имеем право быть свободными, счастливыми, и крохотными шажками, маленькими крупицами делать мир добрее и гуманнее – вот к чему я стремлюсь. И в этом мне помогает Институт Уполномоченного в школе.
Декабрь, 2013г.
Корчагина Таисия, 6 класс
Руководитель: Молоткова
Александра Петровна
Я имею права
Я горда тем, что живу я в России,
Что прав моих детских никто не отнимет.
Есть право мечтать и чего-то хотеть:
К вершинам всходить, к солнцу лететь!
Припасть к роднику и водицы напиться,
В травы упасть, тишиной насладиться,
В мирное небо смотреть по утрам.
Нет, прав моих детских я не отдам!
Хоть и мала, но я в силах понять,
Что должен Закон меня защищать.
Он право дает мне учиться, трудиться,
Природу любить, от души веселиться.
Я много предметов в школе учу,
И очень полезной быть миру хочу.
Дяди и тети! Доверьте детям
Остановить войну на планете!
2013 г.
Хитяева
Алена, 7 класс
Руководитель:Молоткова
Александра Петровна
Я – Человек!
Я право имел родиться,
Жить в семье
и этим гордиться.
И с пеленок
получил я имя –
Имею право.
Стал я гражданином.
Я –
гражданин! Я – Человек! Я – личность!
Хочу
подняться в неба безграничность
И в вышине
как туча распластаться,
Пролить на
Землю теплый дождик счастья!
Пусть дети
поднимают вверх ладошки –
Я поделю всем
счастья понемножку.
Берите,
несите, не расплещите,
Друг другу
улыбки и радость дарите!
Я – Человек!
И это навсегда.
В моих руках
лежит страны судьба.
Я – Человек!
Я – личность, гражданин!
Уверен
- на Земле я не один!
2013 г.
Евдокимова
Вероника, 5 класс
Руководитель:Молоткова
Александра Петровна
Мои права
Имею право
любить,
Но бить – ни
в коем случае.
Имею право
жить
И надеяться
только на лучшее.
Имею право
грустить,
Но творить
суицид – опомнитесь!
Только раз
дается жизнь –
Это
прекрасное право помните.
Имею право
дружить,
Но ссориться
- как-то не хочется.
Я готова вас
всех любить,
Лишь бы не
было в мире жестокости!
Имею право
дарить
Цветы,
улыбки и почести,
Чтоб стало
чуть-чуть теплей,
И не было
одиночества.
2013 г.